Россия
Россия
Статья предлагает методики осознанной тренировки краниосакрального механизма, особенно в периоды неравномерного развития. Предложен один из вариантов такой тренировки в виде тестов и упражнений. В доступной форме приведена теория краниосакрального механизма.
краниосакральный механизм, спинномозговая жидкость
Введение
В первой половине 20 века американским остеопатом У.Г. Сатерлендом был сформулирован фундаментальный принцип, позволяющий человеку саморегулировать собственное здоровье [6]: наличие в организме краниосакрального механизма (КСМ). Этот принцип касается любого живого существа, имеющего череп, позвоночник и крестец.
Современное представление о КСМ опирается на фундаментальные законы метафизики (рождение человека) и физики (биомеханики, гидродинамики, акустики и электроники). Само рождение уже включает связь мужчины и женщины через механику, гидродинамику и акустику. Жизнь же человека, пронизана механикой (подвижностью, эластичностью тканей, движением костей и мембран), гидродинамической функциональной связью спинномозговой жидкости (СМЖ), артериальной венозной кровью на основе давления, скорости, расхода (объема) и акустикой (частотой колебательных (пульсирующих) процессов)).
До У.Г. Сатерленда восстановлением КСМ через активные и пассивные движения занимались школы массажа практически на всех континентах [1-3, 5]. Не умаляя достоинства отдельных народов, отметим лишь крупные известные Школы:
- Китайская: кунг фу, ушу
- Индийская: аюрведа, йога
- Таиландская: таиландский массаж
- Японская: шиацу
- Индонезийская: ломи-ломи, балийский массаж
- Египетская: массаж фараонов, перешедший затем в древнюю Грецию, в Римскую Империю, в Турцию и Закавказье
- Старославянская: русская хиропрактика.
Африканские и латиноамериканские Школы малоизвестны, зато там хорошо развита танцевальная практика, воздействующая на элементы краниосакральной системы. Тем не менее, только У.Г. Сатерленд впервые описал сам механизм и техники коррекции КСМ. В остальных системах, полноценной техники коррекции КСМ не существует.
Методология
КСМ является сложной кибернетической системой саморегуляции организма.
Он состоит из биомеханики тела и гидродинамики СМЖ [7]. Тренировка КСМ человека подразумевает тренировку биомеханики тела. Гидродинамика СМЖ тренируется опосредованно и является частью тренировки сердечно-сосудистой системы (ССС). С другой стороны, биомеханика тела стабилизирует гидродинамику СМЖ, что является важным параметром поддержания здоровья. Исправлением дефектов КСМ занимается остеопатия, являющаяся частью современной медицины. Обучением и тренировкой КСМ занимается физическая культура, поэтому, дефект КСМ может исправить остеопат, а поддерживать работу механизма обязан сам человек. Это поддержание возможно при самообучении или под руководством педагога (тренера) в системе образования.
Тренировка КСМ включает следующие упражнения:
- втягивание живота (тренировка шейной, грудной и тазовой диафрагм);
- дыхательные упражнения (координация грудной клетки, брюшной полости и крестца);
- упражнение, улучшающее подвижность крестца с учётом дыхания, направленное на отработку плавного, естественного краниосакрального ритма, который наблюдается у здорового ребёнка, как правило, до 5 лет. Особое внимание требует обучение в периоды неравномерного развития человека.
Поэтому до 5 лет, необходимо проводить обучение в детском саду, в школе в периоды 5-7 лет и 9-11 лет более осознанное обучение, в старшей школе, колледже, институте 14-17 лет окончательное закрепление. В эти периоды из-за изменения натяжения мышц (кости растут чуть быстрее, чем мышцы) КСМ может изменить механику своей координации за счет изменения фаз дыхания и дисбаланса сгибателей и разгибателей в зоне позвоночника, поэтому, усиление акцента на тренировку в эти периоды помогут КСМ привести в норму.
До 5 лет детский организм имеет максимальную пластичность в силу кровоснабжения каждого позвонка отдельно. В 5-7 лет происходит первый скачок роста с перестройкой организма и к 9-11 годам (второму скачку) остается только 4 крупных питающих артерии в зонах С7-Th1, Th6-Th7, Th11-Th12, L5-S1. Вместе с тем эти зоны являются участками дополнительных осевых давлений, переходных зон сколиоза, что при дисфункции резко снижают параметры здоровья организма. В 14-17 лет – третий скачок сохраняет предыдущую анатомию, а при наличии дисфункции как в этих зонах так и в общем может приводить к снижению работоспособности силы, эластичности и координации (параметры здоровья).
Эти периоды условны и в случае акселерации могут сдвигаться на более ранние сроки. Однако, если в эти периоды акцентировать внимание на закрепление эволюционной биомеханики тела, т.е. краниосакрального механизма, то во взрослой жизни, а уж тем более к старости, человеку будет легче сохранять собственное здоровье. Желательно в эти периоды проводить осмотр остеопатом для профилактики и коррекции возможных дисфункций, а так как в эти периоды, ткани еще растут, то, после коррекции им легче подстроиться (компенсировать) собственную саморегуляцию.
Технологии обучения должны быть доступными населению для улучшения собственного здоровья. В то же время такая технология обучения должна внедряться на государственном уровне. В действительности, на местах через двигательные виды спорта тренировка проводится, однако отсутствуют качественные теоретические разработки для понимания глубокого смысла КСМ, и не учитываются также возрастные особенности развития. Особенно важно, если в национальном проекте «Здоровье» будут рекомендованы доступные разработки по методике обучения и тренировке КСМ, что приведет к более здоровому населению страны. Поэтому обученные люди будут более бережны к собственному здоровью и сами будут более здоровы.
Каждый обученный человек сможет усилить свою работоспособность, повысить усвоение новой информации, быстрее обучаться, т.е. реально улучшать качество жизни
(собственное саморазвитие). Вместе с тем, процесс восстановления КСМ возможен при поддержке остеопата (тренера) в зрелом возрасте, но он потребует больше затрат, из за снижения адаптации.
Методика
Тело представляет собой сложно организованную систему, поэтому важно тренировать его комплексно.
Базовые принципы выглядят следующим образом:
- Обучение от простого к сложному.
- Движения тренировать вправо-влево, учитывая симметрию, сохраняя равновесие.
- Необходимо добиваться естественной автоматии движений, которые позже перейдут в саморегуляцию (движение крестца и грудной клетки синхронно с дыханием и контролем собственных ощущений, а в дальнейшем самоконтроль уже не требуется).
- Контролировать естественное ровное дыхание.
В упражнениях отрабатывать:
- равновесие;
- координацию движений, силы и гибкости;
- плавность (естественность) дыхания.
На первом этапе, тренировка проводится с открытыми глазами, на втором этапе – с закрытыми для усиления ощущения собственного тела, окружающего пространства и одновременным слежением за движением грудной клетки, брюшной полости и крестца.
Результатами освоения упражнений можно считать: отсутствие болей, напряженного дыхания, а также свободное выполнение упражнения в среднем темпе.
Предлагаемые упражнения показывают, что должно быт включено в обучение. Естественно, что и другие системы можно использовать и рекомендовать: танцы, кроссфит, йога, двигательные виды спорта, восточные единоборства, балет (без специальной тренировки стопы). В этих системах за основу берется техника развития тела для укрепления механики КСМ и разработки суставов, а не соревновательная практика и повышения разряда. Остеопаты, специалисты по физической культуре, родители должны сами выбрать более знакомую форму упражнений. Главное, чтобы при обучении обращалось внимание на более глубокий смысл упражнения (механику КСМ) и акцент на силу равную весу своего тела.
Особенности обучения
При дыхании обращается внимание на координацию грудной клетки и крестца (таза): вдох (флексия), расширение брюшной полости (живота), движением крестца вперед, с окончанием поднятия грудной клетки с началом движения его назад, выдох (экстензия) втягивание живота с продолжением движения крестца назад, с окончанием опускания грудной клетки и началом его движения вперед. При более тонкой чувствительности, возможно ощущать движение спинного мозга внутри позвоночника. Контроль ощущений растяжения и расслабления поясницы и шеи, общее удлинение тела, его согревание.
Технология
Простая координация + сила
- Упражнение на равновесие (силу, до 1 мин.):
- Исходное положение (и.п.) стойка ноги вместе руки вдоль туловища (или на пояс).
- То же положение встать на носки.
- Сохраняя позу закрыть глаза (при закрытии глаз легче выявляется слабость мышечного развития).
- Встать на носки, но правую стопу чуть опустить, выполнив ротацию таза влево.
1.1 Исходное положение: стойка, ноги на двойной ширине плеч, выполнить полуприсед (в виде буквы «П»), руки на пояс, таз в плоскости ног (3-5 мин.), сохраняя спокойное дыхание.
2. С помощью тренера или родителя (приятеля) выполнить стойку на руках (ладонях) у стены с опорой на нее стопами, затем самостоятельно (до 1 мин.)
- То же на одной руке.
- То же на кулаках.
- То же на пальцах.
- Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая поднята и согнута в колене (до 1 мин.)
- То же захват одноименной руки стопы с наружи согнутой ноги в колене и вынос ее вперед на уровень груди, а затем на уровень плеч, головы.
Подробное описание поз (рисунок 1-5) доступен в любой в литературе по Хатха-Йоге [8]. Позы удерживать до одной минуты с контролем особенности обучения.
- Поза треугольника прямая и обратная (рисунок 1).
Рисунок 1 – Поза треугольника прямая
Гибкость + сила
1. сидение по-турецки, полулотос, лотос
2. полушпагат, шпагат (продольный, поперечный)
3. скручивание (рисунок 2).
Рисунок 2 – Скручивание в положении сидя
5. полный наклон вперед, с выпрямленными коленями (рисунок 3)
- касание пальцами
- ладонями
- туловище полностью прижато к ногам
Рисунок 3 – Полный наклон вперед к выпрямленным ногам
6. Мостик (рисунок 4). Выполнить сначала с поддержкой, под поясницу. Затем самостоятельно.
- с пола
- со стойки (с поддержкой, самостоятельно)
Рисунок 4 - Мостик
Упражнение считается освоенным, когда ребёнок, обучаемый на четкую команду, без труда выполняет упражнение.
Сила
1. Приседания (глубокие) 20-30 раз, руки на поясе
- на носках отрывая пятки.
- на полной стопе.
-перекаты.
- приседания на одной ноге, вторая вытянута вперед - пистолетик (5-10 раз). Сначала с поддержкой, потом самостоятельно.
- приседания на одной ноге, вторая в полулотосе (рисунок 5).
Рисунок 5 – Присед на одной ноге, вторая в полулотосе, ладони соединены на груди
2. Отжимания (на ладонях, кулаках, пальцах) (10-30 раз)
- на ширине плеч;
- 1,5 ширине плеч;
- волна;
- в мостике (5-15 раз).
3. Подтягивание (лазание по канату, гимнастической стенке)
Простейшие гимнастические упражнения: кувырок, колесо, рондат.
Чем сложнее тесты, тем больший запас прочности он требует: силы, гибкости, координации. Естественно, все тесты не изолированные базовые качества в них тренируются с преобладанием одного, поэтому тест и относится в группу этого качества. Главное: это симметрия тела, дыхание, техника, комфортное состояние. В ассиметричных упражнениях – равновесие, одинаковая амплитуда вправо и влево. Грубые патологии в статье не рассматриваются, очевидно, что лучше исправить дефекты и возможные дисфункции тела и дыхания вначале. Предлагаемая система тестов (упражнений) и без сверхпластичности будет тренироваться, но потребует больше затрат и времени.
Заключение
Правильное функционирование КСМ позволяет тканям тела оптимально развиваться и иметь сбалансированный тонус мышц сгибателей и разгибателей. Внутренним органам позволяет иметь лучшие параметры в пределах костного скелета. Поскольку КСМ связан с торакальным дыханием, то даже без специальных тренировок человек его может тренировать за счет дыхания с помощью биомеханики дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы, крестца. Эффективность этой тренировки будет выше после коррекции имеющихся дисфункций остеопатом. Таким образом, вместе со специфической остеопатической коррекцией забота о здоровье (иммунитете) обученного человека поднимется на более высокий уровень.
1. Йог Рамачарака. Наука о дыхании (индийских йогов). СПг. 1916. 94 с.
2. Harald Brust Thai traditional massage. Part 2. B. Edition Duang Kamol, 1996. 229 p.
3. Огулов А.Т. Висцеральная хиропрактика в старорусской медицине. М. : Латард. 1994. 104 c.
4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (учебник). М. : ФиС. 1985. 543 c.
5. Саркизов-Серазини И.М. Спортивный массаж. М. : ФиС. 1957. 262 c.
6. Новосельцев С.В. Остеопания 1. М. : Медпресс-информ. 2021. 688 c.
7. Москаленко Ю.Ж. и др. Медленно волновые колебания в краниосакральном пространстве: гемоликвородинамическая концепция происхождения // Физиологический Журнал России им. И.М. Сеченова. 2008. Т. 94. № 4. С.441-447.
8. Васильев Т.Э. Начала Хатха-йоги М. Прометей. 1990. 231 с.