BASIC THEORY OF THE CRANIOSACRAL MECHANISM AND LEARNING OF HOW TO TRAIN IT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article offers methods of conscious training of the craniosacral mechanism, especially during periods of the unbalanced development. One of variants of such training in the form of tests and exercises is offered. The theory of the craniosacral mechanism is presented in a form that can be easily understood.

Keywords:
craniosacral mechanism, cerebrospinal fluid
Text

Введение

В первой половине 20 века американским остеопатом У.Г. Сатерлендом был сформулирован фундаментальный принцип, позволяющий человеку саморегулировать собственное здоровье [6]: наличие в организме краниосакрального механизма (КСМ). Этот принцип касается любого живого существа, имеющего череп, позвоночник и крестец.

Современное представление о КСМ опирается на фундаментальные законы метафизики (рождение человека) и физики (биомеханики, гидродинамики, акустики и электроники). Само рождение уже включает связь мужчины и женщины через механику, гидродинамику и акустику. Жизнь же человека, пронизана механикой (подвижностью, эластичностью тканей, движением костей и мембран), гидродинамической функциональной связью спинномозговой жидкости (СМЖ), артериальной венозной кровью на основе давления, скорости, расхода (объема) и акустикой (частотой колебательных (пульсирующих) процессов)).

До У.Г. Сатерленда восстановлением КСМ через активные и пассивные движения занимались школы массажа практически на всех континентах [1-3, 5]. Не умаляя достоинства отдельных народов, отметим лишь крупные известные Школы:

- Китайская: кунг фу, ушу

- Индийская: аюрведа, йога

- Таиландская: таиландский массаж

- Японская: шиацу

- Индонезийская: ломи-ломи, балийский массаж

- Египетская: массаж фараонов, перешедший затем в древнюю Грецию, в Римскую Империю, в Турцию и Закавказье

- Старославянская: русская хиропрактика.

Африканские и латиноамериканские Школы малоизвестны, зато там хорошо развита танцевальная практика, воздействующая на элементы краниосакральной системы. Тем не менее, только У.Г. Сатерленд впервые описал сам механизм и техники коррекции КСМ. В остальных системах, полноценной техники коррекции КСМ не существует.

Методология

КСМ является сложной кибернетической системой саморегуляции организма.

Он состоит из биомеханики тела и гидродинамики СМЖ [7]. Тренировка КСМ человека подразумевает тренировку биомеханики тела. Гидродинамика СМЖ тренируется опосредованно и является частью тренировки сердечно-сосудистой системы (ССС). С другой стороны, биомеханика тела стабилизирует гидродинамику СМЖ, что является важным параметром поддержания здоровья. Исправлением дефектов КСМ занимается остеопатия, являющаяся частью современной медицины. Обучением и тренировкой КСМ занимается физическая культура, поэтому, дефект КСМ может исправить остеопат, а поддерживать работу механизма обязан сам человек. Это поддержание возможно при самообучении или под руководством педагога (тренера) в системе образования.

Тренировка КСМ включает следующие упражнения:

- втягивание живота (тренировка шейной, грудной и тазовой диафрагм);

- дыхательные упражнения (координация грудной клетки, брюшной полости и крестца);

- упражнение, улучшающее подвижность крестца с учётом дыхания, направленное на отработку плавного, естественного краниосакрального ритма, который наблюдается у здорового ребёнка, как правило, до 5 лет. Особое внимание требует обучение в периоды неравномерного развития человека.

Поэтому до 5 лет, необходимо проводить обучение в детском саду, в школе в периоды 5-7 лет и 9-11 лет более осознанное обучение, в старшей школе, колледже, институте 14-17 лет окончательное закрепление. В эти периоды из-за изменения натяжения мышц (кости растут чуть быстрее, чем мышцы) КСМ может изменить механику своей координации за счет изменения фаз дыхания и дисбаланса сгибателей и разгибателей в зоне позвоночника, поэтому, усиление акцента на тренировку в эти периоды помогут КСМ привести в норму.

До 5 лет детский организм имеет максимальную пластичность в силу кровоснабжения каждого позвонка отдельно. В 5-7 лет происходит первый скачок роста с перестройкой организма и к 9-11 годам (второму скачку) остается только 4 крупных питающих артерии в зонах С7-Th1, Th6-Th7, Th11-Th12, L5-S1. Вместе с тем эти зоны являются участками дополнительных осевых давлений, переходных зон сколиоза, что при дисфункции резко снижают параметры здоровья  организма. В 14-17 лет – третий скачок сохраняет предыдущую анатомию,  а при наличии дисфункции как в этих зонах так и в общем  может приводить к снижению работоспособности силы, эластичности и координации (параметры здоровья).

Эти периоды условны и в случае акселерации могут сдвигаться на более ранние сроки. Однако, если в эти периоды акцентировать внимание на закрепление эволюционной биомеханики тела, т.е. краниосакрального механизма, то во взрослой жизни, а уж тем более к старости, человеку будет легче сохранять собственное здоровье. Желательно в эти периоды проводить осмотр остеопатом для профилактики и коррекции возможных дисфункций, а так как в эти периоды, ткани еще растут, то, после коррекции им легче подстроиться (компенсировать) собственную саморегуляцию.

Технологии обучения должны быть доступными населению для улучшения собственного здоровья. В то же время такая технология обучения должна внедряться на государственном уровне. В действительности, на местах через двигательные виды спорта тренировка проводится, однако отсутствуют качественные теоретические разработки для понимания глубокого смысла КСМ, и не учитываются также возрастные особенности развития. Особенно важно, если в национальном проекте «Здоровье» будут рекомендованы доступные разработки по методике обучения и тренировке КСМ, что приведет к более здоровому населению страны. Поэтому обученные люди будут более бережны к собственному здоровью и сами будут более здоровы.

Каждый обученный человек сможет усилить свою работоспособность, повысить усвоение новой информации, быстрее обучаться, т.е. реально улучшать качество жизни

(собственное саморазвитие). Вместе с тем, процесс восстановления КСМ возможен при поддержке остеопата (тренера) в зрелом возрасте, но он потребует больше затрат, из за снижения адаптации.

Методика

Тело представляет собой сложно организованную систему, поэтому важно тренировать его комплексно.

Базовые принципы выглядят следующим образом:

  1. Обучение от простого к сложному.
  2. Движения тренировать вправо-влево, учитывая симметрию, сохраняя равновесие.
  3. Необходимо добиваться естественной автоматии движений, которые позже перейдут в саморегуляцию (движение крестца и грудной клетки синхронно с дыханием и контролем собственных ощущений, а в дальнейшем самоконтроль уже не требуется).
  4. Контролировать естественное ровное дыхание.

В упражнениях отрабатывать:

- равновесие;

- координацию движений, силы и гибкости;

- плавность (естественность) дыхания.

На первом этапе, тренировка проводится с открытыми глазами, на втором этапе – с закрытыми для усиления ощущения собственного тела, окружающего пространства и одновременным слежением за движением грудной клетки, брюшной полости и крестца.

Результатами освоения упражнений можно считать: отсутствие болей, напряженного дыхания, а также свободное выполнение упражнения в среднем темпе.

Предлагаемые упражнения показывают, что должно быт включено в обучение. Естественно, что и другие системы можно использовать и рекомендовать: танцы, кроссфит, йога, двигательные виды спорта, восточные единоборства, балет (без специальной тренировки стопы). В этих системах за основу берется техника развития тела для укрепления механики КСМ и разработки суставов, а не соревновательная практика и повышения разряда. Остеопаты, специалисты по физической культуре, родители должны сами выбрать более знакомую форму упражнений. Главное, чтобы при обучении обращалось внимание на более глубокий смысл упражнения (механику КСМ) и акцент на силу равную весу своего тела.

Особенности обучения

При дыхании обращается внимание на координацию грудной клетки и крестца (таза): вдох (флексия), расширение брюшной полости (живота), движением крестца вперед, с окончанием поднятия грудной клетки с началом движения его назад, выдох (экстензия) втягивание живота с продолжением движения крестца назад, с окончанием опускания грудной клетки и началом его движения вперед. При более тонкой чувствительности, возможно ощущать движение спинного мозга внутри позвоночника. Контроль ощущений растяжения и расслабления поясницы и шеи, общее удлинение тела, его согревание.

Технология

 

Простая координация + сила

  1. Упражнение на равновесие (силу, до 1 мин.):  
  • Исходное положение (и.п.) стойка ноги вместе руки вдоль туловища (или на пояс).
  • То же положение встать на носки.
  • Сохраняя позу закрыть глаза (при закрытии глаз легче выявляется слабость мышечного развития).
  • Встать на носки, но правую стопу чуть опустить, выполнив ротацию таза влево.

1.1 Исходное положение: стойка, ноги на двойной ширине плеч, выполнить полуприсед (в виде буквы «П»), руки на пояс, таз в плоскости ног (3-5 мин.), сохраняя спокойное дыхание.

2. С помощью тренера или родителя (приятеля) выполнить стойку на руках (ладонях) у стены с опорой на нее стопами, затем самостоятельно (до 1 мин.)

  • То же на одной руке.
  • То же на  кулаках.
  • То же на пальцах.
  1. Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая поднята и согнута в колене (до 1 мин.)
  • То же захват одноименной руки стопы с наружи согнутой ноги в колене и вынос ее вперед на уровень груди, а затем на уровень плеч, головы.

Подробное описание поз (рисунок 1-5) доступен в любой в литературе по Хатха-Йоге [8]. Позы удерживать до одной минуты с контролем особенности обучения.

  1. Поза треугольника прямая и обратная (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Поза треугольника прямая

Гибкость + сила

1.  сидение по-турецки, полулотос, лотос

2.  полушпагат, шпагат (продольный, поперечный)

3. скручивание (рисунок 2).

Рисунок 2 – Скручивание в положении сидя

   5.  полный наклон вперед, с выпрямленными коленями  (рисунок 3)

- касание пальцами

- ладонями

- туловище полностью  прижато к ногам

 

Рисунок 3 – Полный наклон вперед к выпрямленным ногам

 

6. Мостик (рисунок 4). Выполнить сначала с поддержкой, под поясницу. Затем самостоятельно.

- с пола

- со стойки (с поддержкой, самостоятельно)

Рисунок 4 - Мостик

Упражнение считается освоенным, когда ребёнок, обучаемый на четкую команду, без труда выполняет упражнение.

Сила

1. Приседания (глубокие) 20-30 раз, руки на поясе

- на носках отрывая пятки.

- на полной стопе.

-перекаты.

- приседания на одной ноге, вторая вытянута вперед - пистолетик (5-10 раз). Сначала с поддержкой, потом самостоятельно.

- приседания на одной ноге, вторая в полулотосе (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Присед на одной ноге, вторая  в полулотосе, ладони соединены на груди

2. Отжимания (на ладонях, кулаках, пальцах) (10-30 раз)

- на ширине плеч;

- 1,5 ширине плеч;

- волна;

 

- в мостике (5-15 раз).

3. Подтягивание (лазание по канату, гимнастической стенке)

Простейшие гимнастические упражнения: кувырок, колесо, рондат.

Чем сложнее тесты, тем больший запас прочности он требует: силы, гибкости, координации. Естественно, все тесты не изолированные базовые качества в них тренируются с преобладанием одного, поэтому тест и относится в группу этого качества.  Главное: это симметрия тела, дыхание, техника, комфортное состояние. В ассиметричных упражнениях – равновесие, одинаковая амплитуда вправо и влево. Грубые патологии в статье не рассматриваются, очевидно, что лучше исправить дефекты и возможные дисфункции тела и дыхания вначале. Предлагаемая система тестов (упражнений) и без сверхпластичности будет тренироваться, но потребует больше затрат и времени.

 

Заключение

Правильное функционирование КСМ позволяет тканям тела оптимально развиваться и иметь сбалансированный тонус мышц сгибателей и разгибателей. Внутренним органам позволяет иметь лучшие параметры в пределах костного скелета. Поскольку КСМ связан с торакальным дыханием, то даже без специальных тренировок человек его может тренировать за счет дыхания с помощью биомеханики дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы, крестца. Эффективность этой тренировки будет выше после коррекции имеющихся дисфункций остеопатом. Таким образом, вместе со специфической остеопатической коррекцией забота о здоровье (иммунитете) обученного человека поднимется на более высокий уровень.

References

1. Ramacharaka Yogi. The science of breathing (of the Indian yogis). Saint-Petersburg; 1916. 94 p. (In Russ.).

2. Brust H. Thai traditional massage. Part 2. B. Edition Duang Kamol, 1996. 229 p.

3. Ogulov AT. Visceral chiropractic in old-Russian medicine. Moscow: Latard Publishing House; 1994. 104 p. (In Russ.).

4. Ivanitsky MF. Human anatomy. A textbook. Moscow: FiZ Publishing House; 1985. 543 p. (In Russ.).

5. Sarkizov-Serazini IM. Sports massage. Moscow: FiZ Publishing House; 1957. 262 p. (In Russ.).

6. Novoseltsev SV. Osteopathy 1. Moscow: Medpress-inform Publishing House; 2021. 688 p. (In Russ.).

7. Moskalenko YuE, et al. Slow-wave fluctuations in the craniosacral space: hemo-CSF dynamic conception of genesis. Fiziologicheskii Zhurnal Rossii im. I.M. Sechenova = I.M. Sechenov Russian Journal of Physiology. 2008;94(4):441-447. (In Russ.).

8. Vasiliev TE. The beginnings of Hatha Yoga. Moscow: Prometheus Publishing House; 1990. 231 p. (In Russ.).

Login or Create
* Forgot password?