Клинический случай: терапевтическое прикосновение и вербальный релиз в пространстве и времени
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рекомендациях лучшей практики французской Академии остеопатии предлагается следующее руководство: «Клинические случаи описывают уникальный опыт и представлены с намерением облегчить обмен знаниями, размышления и анализ. Составление клинического случая – это задача, сочетающая в себе описание опыта оказания помощи с несколькими другими деликатными аспектами, такими как понимание лечения. В остеопатии это сочетание подразумевает, что специалисты словесно описывают свое восприятие. Задача, с которой многие практикующие специалисты не совсем знакомы и сложность которого хорошо понимается благодаря философской доктрине феноменологии».

Ключевые слова:
клинический случай, остеопатия, терапевтическое прикосновение, взаимодействие/время и пространство
Текст

Данное описание клинического случая предназначено для остеопатов и медицинских специлистов, использующих междисциплинарный подход, развитием которого я хочу заниматься. Междисциплинарный подход объединяет биопсихосоциальные качества остеопатии, которые включают в себя мануальное расшифрование сомато-психоэмоциональных и экзистенциальных механизмов.

Э.Т. Стилл, основатель остеопатии, говорил: «Знаешь, Артур, когда пациентка приходит ко мне на обследование и начинает описывать свои симптомы, рассказывает, как ей тяжело, объясняет природу невзгод, с которыми она сталкивается, я редко замечаю ее одежду… Я слушаю ее историю и мысленно наблюдаю за системами, работающими единогласно ради поддержания структуры ее тела…»[1]

Я делюсь в данной статье своим уникальным опытом с остеопатами и медицинскими специалистами, не претендуя на универсальность[2]. Я призываю всех практикующих остеопатов записывать клинические случаи и делиться ими с Академией остеопатии (AO) (https://www.academie-osteopathie.fr).

Мадам А. родилась в 1957 г., имеет двоих детей, работала консультантом в сфере занятости и сейчас на пенсии. Уже много лет лечится остеопатически. Она занимается танцами, медитирует и любит стихи.

Мадам А. записалась на прием по поводу давней, неспецифической боли в пояснице, которая мешает ей как в повседневной жизни, так и при длительном положении сидя во время медитации. Ее врач подозревает раздраженный кишечник. Она интегрировала эти болезненные эпизоды в свою повседневную жизнь, но ей интересно, может ли остеопатия помочь ей от них избавиться.

Пока я собираю историю болезни, пациентка говорит о родах, двух сыновьях, которыми она гордится. Она рассказывает о работе консультантом в сфере занятости. В течение многих лет она выслушивала людей, сталкивающихся с жизненными проблемами, при этом сама была вынуждена преодолевать препятствия из-за сложного управления в сфере ее профессиональной деятельности. Сейчас она на пенсии.

Первая консультация 13 октября 2020 г.:

Мадам А. производит впечатление очень дружелюбной, любопытной и сдержанной женщины. Она заботится о своем физическом и психическом благополучии, занимаясь танцами и медитацией. Еще она любит читать.

Для клинического обследования я прошу пациента частично раздеться. Это необходимо для оценочных тестов, все происходит в рамках этических норм для нас обоих. Во время первой консультации я обычно стараюсь посмотреть и потрогать кожу пациента, это дает информацию о состоянии здоровья пациента. Действительно, сухая или жирная кожа, дряблая или «перегруженная» кожа может сигнализировать о внешних потрясениях, нездоровом образе жизни и/или плохой гигиене. Кожа, которая кажется стянутой в определенных участках, может быть признаком медикаментозной или гормональной интоксикации. Кожа, натянутая, как на барабан, может указывать на эмоциональные отпечатки. Также на коже могут быть рубцы после операций, несчастных случаев или жестокого обращения, или другая информация, которой пациент не может поделиться спонтанно во время сбора анамнеза. На всех последующих консультациях я предоставляю пациенту право решать будет ли он раздеваться до нижнего белья.

Мой клинический подход заключается в том, чтобы не применять некий рецепт, основанный на симптомах или диагнозе синдрома раздраженного кишечника, поставленном врачом-аллопатом. Вместо этого я задаю себе следующий вопрос: «Как я могу мысленным взором отреагировать на проблему этого человека?» или «Чего бы я ждал на ее месте?» Я также спрашиваю себя, какие операционные механизмы я могу расшифровать, какие инструменты в моем все еще неполном наборе инструментов будут актуальными и эффективными, и как я могу быть помощником и фулькрумом, источником поддержки, чтобы собственные механизмы самовосстановления пациента могли себя проявить. Ответы на эти вопросы откроются во время лечения, и именно они укажут на окончание консультации.

Я начинаю обследование пациента с наблюдения за тем, как мадам А. ходит и раздевается, а затем наблюдаю за ее статичным положением стоя. Это позволяет мне изучить ее постуральную структуру в – особенной для человека – антигравитационной вертикальной позиции. Затем я кладу руки ей на плечи и темя, чтобы ощутить ее целостность и ее отношение к пространству и времени. Сдерживает ли ее прошлое? Меняется ли ее осанка, когда она закрывает глаза? Как она закрепляется в земле? Какие постуральные схемы лежат у меня под руками? Какие признаки будут определять ход лечения? Во время первой консультации я чувствую, что мадам А. больше укоренилась и тяжелее в направлении левой подвздошной ямки, она наклоняется назад на уровне лопатки, компенсируя это посредством удержания головы немного назад и влево. Я прошу ее открыть глаза и объясняю, что тело использует рецепторы (в глазах, ушах, челюсти, затылке, коже и ступнях) для адаптации к гравитации и сопротивлению. Таким образом, мне представляется возможность получить информацию, которой она делится непреднамеренно.

Затем я прошу ее лечь на спину на лечебный стол. Я подхожу к стопам пациентке и мысленным взором продолжаю наблюдать за всей перцептивной информацией, которой она бессознательно со мной делится. Она может продолжать говорить и не прекращать со мной этот обмен. Аспект взаимоотношений во время лечения должен быть уместным и актуальным. Остеопат – не психолог. Тем не менее, остеопат учитывает психосоциальный аспект в своем лечении. Действительно, посредством словесного обмена человек может, при необходимости, успокоиться, укрепить связь между пациентом и врачом и определить этические границы, адаптированные для данного пациента, его окружения и практикующего врача.

Я кладу руки на стопы мадам А., при этом ищу механическую, фасциальную, эмоциональную и/или метаболическую информацию. Затем я провожу мануальную оценку, сканирование, всего тела. Я проверяю суставную, висцеральную и черепную подвижность и моторику. Для меня эмоциональные индикаторы выражаются системным напряжением в тканях под моими руками, которые ощущаются как кожа, натянутая на барабан. Более метаболические, патологические индикаторы выражаются ощущениями медлительности, патологического тепла и/или отсутствия реакции, которые немедленно побуждают меня определить границы моего вмешательства и потенциально сориентировать пациента по отношению ко врачу для постановки медицинского диагноза.

В этом случае я ощущаю замедленность в животе, что приводит к дисбалансу центральной оси влево, а левая ягодица более сокращена, чем правая, и более глубоко прижата к столу. Я также наблюдаю за брюшным, грудным и верхнегрудным дыханием пациента. Центральная часть диафрагмы по направлению к чревному сплетению кажется более сокращенной, что, на мой взгляд, указывает на влияние на вегетативную нервную систему и говорит о более эмоциональной природе.

При работе с нижними конечностями я наблюдаю явную обструкцию оттока, ощущение застоя в тканях, что указывает на обструкцию венозного или лимфатического дренажа в малом (или истинном) тазу. Похоже, что моторика таза в целом ограничена. Я фиксирую изменение дыхания пациентки, когда кладу руки на диафрагму таза, что является признаком связи с лимбической системой, активной эмоциональной памяти.

Правая сторона затылка пациентки немного глубже входит в стол. Пациентка закрыла глаза, черты лица расслаблены. Я знаю, что она практикует медитации и задействует альфа-мозговые волны, которые больше способствуют расслаблению и вовлечению в визуализацию.

С устного разрешения пациентки я кладу руки на левую часть ее живота. Я чувствую, что могу пойти глубже. Направление и глубина моих движений привязаны к ритму. Это танец. Пациентка слегка двигается, закручиваясь вокруг левой подвздошной ямки. Я слежу за фасциальными движениями, визуализируя анатомические особенности и различные плоскости тканей, насколько это возможно. Фасция становится более мимолетной и жидкостной, проявляя свойства жидкости. И хотя кажется невозможным сжать жидкость, сжатие руками иногда приводит к молекулярной реорганизации. Под руками я ощущаю различные ритмы, температуру и покалывание, сложную палитру пальпаторной информации, которая поднимается в мой мозг для интерпретации. Затем я ощущаю настройку (или синхронизацию), динамическое спокойствие под моими руками, которое расползается дальше по комнате. Я наблюдаю быстрые движения глаз под веками мадам А., это является знаком связи с образами или ощущениями. Именно в этот момент я прошу пациентку озвучить свой опыт и вступить в диалог, который носит не только тканевый и клеточный характер, но и вербальный, пока мы остаемся внутри этой «лимбической» связи и не возвращаемся к обмену «кортикализованными» словами, которые являются прерогативой психологов.

Мадам. А. озвучивает воспоминания о личном событии из ее юности, которое, как она думала, разрешилось. Я чувствую облегчение и благополучие в тканях под моими руками. Я очень стараюсь оставаться здесь и сосредоточиться в своем сердце, встречая ее слова без толкования или осуждения. Я вижу красивую улыбку «ребенка, слушающего шепот ангелов» на лице мадам А. На мой взгляд, это указывает на раскрытие связи с ее «проявляющейся» вагальной системой, выраженное в релизе лицевых нервов.

Я спрашиваю себя, что мне теперь делать. Я прикрываю нижнюю часть тела мадам А. одеялом и мои руки направляются в сторону сердца. Я чувствую свет и тепло, возможно, фотоны, выделяемые ее сердцем, а затем ощущение растворяется во всем теле и охватывает всю комнату. Я помню учения Джона Апледжера и Джима Джелоса о динамике здоровья и дыхании жизни, которые приводятся в движение, когда «внутренний врач» пациента выполняет свою работу.

Для проведения оценки после лечения я спрашиваю мадам А., если есть что-то еще, что мы должны сделать. Она говорит мне, что ей очень хорошо, и благодарит меня. Консультация длилась около 40 минут.

Я даю пациентке время отдохнуть до следующей консультации. Я прошу пациентку снова связаться со мной, если она почувствует в этом необходимость. Поскольку я знаю, мадам А. любит писать, я спрашиваю, не хочет ли она описать свой опыт консультации, и прошу разрешения опубликовать ее текст, чтобы распространять информацию об остеопатической работе.

Вот ее текст: я захожу в палату и говорю остеопату, что со мной все в порядке, что у меня только контрактура на левой стороне и в кишечнике, что я уже какое-то время живу с этим ощущением и испытываю боль, но я привыкла к боли, так как она со мной уже давно. Врач держит мои ступни и поднимает ноги, ему сразу же удается найти болезненную область, а затем руки специалиста постепенно перемещаются к животу. Я чувствую прикосновение к «твердым местам» в кишечнике. Врач делает длительные паузы в определенных местах.

Он спрашивает меня, как давно у меня болит кишечник. Я отвечаю, что эта боль связана с душераздирающим событием юности, с медикаментозным абортом без анестезии в возрасте двадцати лет. Вскоре после аборта у меня появилось ощущение напряжения в верхней части нисходящей ободочной кишки, и с тех пор у меня часто был колит.

Остеопат продолжает работу и наблюдения, затем спрашивает, о чем я думаю. В голове возникают слова «Прости себя», а затем очень медленно и осторожно приходят боль, любовь и сострадание к молодой двадцатилетней девушке, которой я была: такая наивная, такая незнающая, такая одинокая, такая потерянная и такая опустошенная в глубине души случайным появлением ребенка, о котором она не могла заботиться, и разлука с которым вызвала у нее чувство вины, ведь этот ребенок – живое существо.

Ко мне приходит понимание: во мне есть искренние силы обнять эту молодую девушку и утешить. Я чувствую, как она медленно обрастает формой и улетает от меня подобно душам, которые отрываются от тела, как это изображают художники. Я чувствую, что молодая девушка, которой я была, оставалась болезненно переплетенной и вплетенной в складки моего живота, тела, плоти, сердца и существа. Благодаря интенсивности присутствия врача и его точному руководству и через прикосновения к моему телу эта молодая женщина освободилась от оков и обрела прощение. Я чувствую тепло в животе, мягкость, слезы и сильные эмоции. Как облегчение, подобно вспышке молнии…

В конце сеанса я говорю остеопату, что узнала следующее: я могу заботиться, ухаживать, объять и обнимать всех женщин внутри меня, которые в разные периоды моей уже очень долгой жизни испытывали боль, бессилие, вину и презрение. Этот путь – путь примирения, удовлетворения и полноты ... Он включает в себя ослабление и распутывание телесных и сенсорных узлов во всех невидимых измерениях самого себя.

Вторая консультация 12 января 2021 г.

Мадам А. назначает второй прием, потому что она не очень хорошо себя чувствует, хотя она в восторге от первой консультации. Я благодарю ее за то, что она описала свой опыт, и говорю ей, что ее слова тронули меня и воодушевили продолжить этот чудесный путь остеопатии, хотя я уже собирался выйти на пенсию! Мадам А. просит меня не уходить на пенсию и продолжать делать доброе дело.

Я использую тот же протокол, что и на предыдущей консультации. Я не буду снова подробно описывать схему лечения, которую я адаптировал для данной пациентки на основе моего личного развития в искусстве остеопатии.

Во время осмотра в положении стоя, положив одну руку на мадам А. и другую – на ее грудную клетку, я чувствую, что она все еще не имеет баланса, когда закрывает глаза. Для меня этот дисбаланс осанки является признаком того, что ей нужна помощь, для возвращения к своей оси здоровья и витальности. Пациентка говорит, что ее беспокоит ковид и трудности, с которыми сегодня сталкивается общество. Она беспокоится об одном из своих сыновей, молодом докторе, который работает в больнице и борется против этой болезни. Она боится, что он может заразиться вирусом.

Я прошу ее ощутить свою женскую силу, сосредоточенную в сердце, в вертикальном, экзистенциальном измерении. Я чувствую изменение ее дыхания под моими руками, а мою руку, положенную на голову, кажется, будто толкают к потолку. Она больше не нуждается в моей поддержке, даже когда ее глаза закрыты. Я признаю в остеопатии принцип саморегуляции и самовосстановления организма. Я приглашаю пациентку лечь на стол. Когда я сканирую все тело, чувствую дисбаланс между грудной и тазовой диафрагмами. Положив одну руку на крестец, а другую – на грудину, я позволяю ее тканям восстановить равновесие, пациентка в этот момент зевает и меняет положение на столе. Этот саморегулирующийся процесс занимает около 15 минут. Я стараюсь сознательно присутствовать как на лечении, происходящем под моими руками, так и во всем своем теле.

Затем я принимаю положение сидя на уровне головы мадам А., одна рука находится под затылком, а другая – на грудине. Я ощущаю два разных ритма, две разные глубины тканей, которые кажутся несовместимыми друг с другом. Мадам А. снова меняет характер дыхания, и это изменение сопровождается быстрыми движениями глаз. Я ощущаю, что моя краниальная рука оценивает не кости черепа или швы, оболочки головного мозга или ткань головного мозга, а распознает жидкое, нелокальное ощущение. Я чувствую динамическое спокойствие, благополучие и полноту, которые каждый раз наполняют меня радостью. Эти последовательности, направленные на достижение общего баланса здоровья, развиваются примерно за сорок минут.

Я спрашиваю мадам А., как она себя чувствует, видит ли какие-то образы, чувствует ли что-то. Она отвечает, что восстанавливает связь с собой, что ей хорошо.

Я предлагаю закончить консультацию и спрашиваю, не хочет ли она снова описать свой опыт.

Я объясняю, что в остеопатической профессии необходимы «клинические случаи» для создания базы данных нашего уникального и исключительного опыта. Сегодня есть сложности с признанием нашей работы в медицинском сообществе, несмотря на то, что пациенты безоговорочно одобряют остеопатию. Наш подход к здоровью – позитивный, экологичный, эффективный и укрепляющий социальные связи. Мадам А. соглашается, благодарит меня и одобряет мое предложение оформить эти две встречи в письменной форме.

Вот текст, которым она поделилась со мной после второй консультации:

Я прихожу к остеопату с ощущением напряжения, мое тело напряжено, все мышцы на левой стороне болят. Эта боль присутствует последние несколько недель. В разгар эпидемии ковида, я не могу сосредоточиться, испытываю боль и охвачена тревогой. Остеопат начинает работать со мной в положении стоя. Я обращаюсь к нему за поддержкой. Врач работает в разных местах верхней части моего тела. Постепенно я снова обретаю баланс и чувствую себя более сосредоточенной.

Затем, когда я ложусь на стол, врач приступает к работе над нижней и средней частью тела, а затем над связью между моей нижней и верхней частью тела. Я чувствую это внимание, концентрацию врача и то, как он едва уловимо делится информацией. Я распутываюсь, сопротивляюсь, скручиваюсь и дышу. Сначала что-то отпускается с трудом, а затем снова медленно центрируется. В голове появляются следующие слова: «Он возвращает мне мою ось и золотую корону». Работа продолжается долго, и я как будто купаюсь в светящейся субстанции. Все больше погружаюсь, по мере того как работа переходит на череп и голову. Я чувствую, что нахожусь внутри своей оси, и чувствую, как будто я восстановила истинную сущность своего существа. Сущность, которая, на самом деле, никогда меня не покидала, но от которой я отделилась. Так мое сознание понимает эти ощущения. Как будто я могла одновременно и наблюдать, и рассказывать историю своего отстранения от самой себя.

Благодаря работе остеопата, по сути, я вернулась в свое истинное пристанище. Я купаюсь в мягком, успокаивающем свете. Мои физические ощущения смягчились, как будто они вернулись на свое место, в нечто большее. Я говорю себе: «Это твоя природа, не теряй ее, не отдаляйся». Более тонкие пространства тела и души были реактивированы и восстановлены.

Я ухожу с ощущением словно меня развязали, воссоединили, как будто собрали заново, восстановив энергию, которая потихоньку меня покидала».

Третья консультация 8 марта 2021 г.

Через два месяца Мадам А. возвращается для консультации со мной, потому что у нее болезненный тендинит на внутренней стороне левого колена. Кроме того, ее беспокоит явное утолщение эндометрия. Она записалась на прием к гинекологу и сказала мне, что проходит курс гомеопатического гормонального лечения. Больше вопросов по эндометриозу я не задаю, так как я не специалист в этой области. Многие женщины, которые обращаются ко мне, на это жалуются, и мне кажется, что этиология этой проблемы часто бывает многофакторной и включает физические, эмоциональные факторы и факторы окружающей среды с токсемическими или эмоциональными последствиями. Тем не менее, я часто наблюдаю связь между проблемами в области таза и утолщением тканей, а иногда и болью внутри колена. Связующим звеном может быть меридиан печени. Поэтому я установил связь между миссис болью мадам А. в колене и утолщением эндометрия и двумя предыдущими курсами лечения.

Я прошу мадам А. лечь на лечебный стол и возвращаюсь к привычной последовательности, которую описывал выше. С помощью пальпаторного осмотра я проверяю биомеханику левого колена. Я не нахожу никаких признаков повреждения мениска, а медиальная коллатеральная связка кажется относительно безболезненной. Поэтому мне интересно, может ли тендинит быть связан с венозным или лимфатическим дренажом и с тазовой диафрагмой.

Мадам А., кажется, расслабляется быстрее и достигает состояния глубокого расслабления. Я не обнаружил натяжения тканей брюшины или левой подвздошной ямки. Она свободно дышит животом и тазовой диафрагмой. Похоже, она продолжает устранять остаточное напряжение в нижних конечностях. По мере того, как эти ткани становятся все более текучими, ощущается некое исчезновение (или испарение) материи. Действительно, материальное тело состоит из большинства жидкостей.

Я пытаюсь улучшить венозный и лимфатический дренаж, так как это может влиять на тендинит коленного сустава. Если нет, я начну сначала и найду другую причину боли.

Я еще раз работаю над балансом трех диафрагм таза, грудной клетки и черепа, а также над свободой движений по вертикальной средней линии между сухожильным центром промежности (тело промежности), сердцем и теменем. Я чувствую тонкий жидкий и светящийся баланс от корней до темени. Внутри себя я чувствую благодарность и вспоминаю слова Э.Т. Стилла: «Дай мне единство цели, силу, чтобы снять хотя бы часть бремени моего страдающего собрата, и истинное осознание моей привилегии» [3].

После третьей консультации мадам А. поделилась визуализацией, которая пришла к ней во время медитативной практики:

«Это сияние. Есть остров, а на этом острове стоит гора. Океанские волны, разные по размеру и силе, неумолимо бьются об остров и горы.

Но его вершина недостижима, неуязвима.

Верхняя часть горы неприступна.

Так много слов, но они бессильны в своем описании. Пик, долина, пустыня, глубокая тишина, великолепная тьма, потрясающий свет, необычайная мягкость, необычайная плотность ...

Как черная дыра, все поглощается, слова заканчиваются, невыразимая покой и радость.

И отсюда сияние, достигающее всех краев, дарение и подношение…

Молитва тишины…»

Четвертая консультация, 1 июня 2021 г.

Мадам А. пришла еще раз. Я рад видеть ее снова и готов рассказать о том, что мне станет известно во время этой консультации. Я не пытаюсь установить связь с предыдущими консультациями.

Мадам А. испытывает боль со внутренней стороны левого колена, чаще всего после длительного пребывания в неподвижном положении сидя. Ее беспокоят некоторые люди в ее жизни, а также текущая ситуация с пандемией.

Я прошу ее снять обувь и лечь на спину. Встаю ближе к ступням и даю ей время настроиться на свои ощущения, пока тело и разум успокаиваются. Прежде чем решить, как начать лечение, я сканирую руками не все тело, а только эту область. Я сразу чувствую напряжение в нижней левой конечности, которое связано с тем, чем пациентка только что со мной поделилась. Я чувствую напряжение вплоть до левой подвздошной ямки. Внутри меня эта информация связана с предыдущими консультациями. Однако я это никак не комментирую, так как не хочу вызывать какой-либо возврат к закрепившемуся паттерну повреждения. Действительно, у некоторых пациентов я заметил склонность к повторению мысленно зафиксированных подходов к лечению, которые, хотя и полезны, но ограничивают разумную, сознательную восприимчивость к другим измерениям.

Здесь мои руки, лежащие на нижней части левой ноги, ощущают перекрут между бедренной и большеберцовой костью. Я прошу мадам А. попытаться вспомнить травму, возможно, растяжение связок колена или голеностопного сустава, которая все еще может храниться в памяти тела. Пациентка отвечает отрицательно. Я всегда стараюсь не вовлекать пациентов в погоню за воспоминаниями, поскольку это мешает чувствовать происходящее здесь и сейчас.

Одна рука лежит на бедре пациентки, а другая – на ноге, руки погружаются в сжатые ткани. Складывается впечатление, что я нахожусь в костной ткани. В моих руках возникает ощущение нейтральности, настройки (или синхронизации). Мадам А. делает вздох.

Затем меня ведет к голеностопному суставу, который находится в положении, которое я часто наблюдаю при растяжении боковой связки. Я не нахожусь в мышцах или связках. Я все еще в костной ткани. Я визуализирую непрерывность сводов стопы, несмотря на анатомические различия между разными костями. Я могу ощутить эту архитектурную непрерывность, так как своды передают информацию к ногам, бедрам и вплоть до таза. Это приятное ощущение. Мадам А. говорит мне, что чувствует, как ее нога расслабляется. Я остаюсь рядом с ней в ее целостности и в спокойной, умиротворенной обстановке.

Затем я прошу разрешения пациентки положить руки в область таза. Я кладу одну руку ей под крестец, а другую – на матку. Я чувствую более полное дыхание в тазовой диафрагме, источник жизненной энергии, который в случае многих женщин очень часто игнорируется или не является источником здоровья. Я говорю мадам А., что я часто встречал взаимосвязь между целлюлитом на внутренней стороне колена и плохим кровообращением в малом (или истинном) тазу. Я чувствую тепло от ее живота и расслабление, поднимающееся по ее туловищу.

Я переношу руки к грудной диаграмме, а затем к грудине и зобной железе, и чувствую, как открывается грудная клетка. Лицо пациентки расслаблено. Она кажется моложе!

Я заканчиваю лечение на черепе, уступая пространство своду черепа. С ощущением, что мои руки непроизвольно – словно нет никаких границ – раскрываются от седых волос пациентки.

Чтобы закончить консультацию, я возвращаюсь к ступням мадам А. и прошу ее мобилизовать руки и ноги. Я прошу ее перевернуться на бок и вытянуть верхнюю ногу, а голову и руку вытянуть в противоположном направлении. Затем я предлагаю пациентке выполнить то же движение с другой стороны, при этом пациентка зевает. Это движение напоминает кривую в форме восьмерки или в форме знака бесконечности ∞ или лемнискату, которая присутствует во вселенной, от молекулы ДНК до самых дальних звезд.

Наконец, когда пациентка садится, ноги свешиваются от края стола, а ступни стоят на полу, я прошу мадам А. положить руки за голову. Я стою позади нее, поддерживаю, помогая ей раскрыть грудную клетку и горло. Она может прижаться головой к моей грудной клетке и отпустить движение. Это состояние экстаза я узнал от д-ра Мартина Гийо, акушера, с которым я работал в клинике Тиволи-Дюко в Бордо.

Я спрашиваю мадам А., не хочет ли она снова поделиться своим опытом в письменной форме.

Текст мадам А.

«Я приезжаю на прием к остеопату. Я рассказываю ему о сильной боли в ямке левого колена. Я считаю, что это тендинит. Я также рассказываю ему о печали и горе, которые испытываю из-за страданий близких.

Я лежу на спине. Остеопат сидит рядом со мной. Врач ставит мою левую ногу себе на колени. Он слушает руками и говорит мне, что чувствует напряжение. Были ли у меня в прошлом растяжения или травмы в этой области? Нет, я такого не помню. Ни колено, ни голеностоп. Я чувствую, как моя нога постепенно расслабляется. Затем врач долгое время воздействует на мой голеностоп, и я чувствую себя прекрасно. Голеностоп кажется живым, только немного болит и покалывает. Я делаю глубокий вздох несколько раз. Я могу дышать.

Затем врач кладет руки под крестец и поясничные позвонки. Задерживается в этом месте надолго. С левой стороны есть небольшое сопротивление. Постепенно вся нижняя часть тела успокаивается, восстанавливается. Я отчетливо чувствую нижнюю часть своего тела, от таза до обеих ног. Тело кажется живым и крепким. Я чувствую тепло, и мое тело постепенно расслабляется. Мне нужно глубоко дышать. Я замечаю едва уловимое свечение. После этой продолжительной работы с моими корнями, маткой и яичниками (гинекологические проблемы часто связаны с коленями) остеопат обращает внимание на верхнюю часть тела, тянется к голове. Все время врач меня подбадривает и говорит: «Да, хорошо». Я ничего не делаю, выстраивается доверие.

Все тело расслаблено. Я хорошо себя чувствую. Мои ощущения начинают меняться. Я постепенно начинаю чувствовать, как раздражающая твердость, вызванная напряжением, становится жидкой, как если бы я была жидкостью, как золотая жидкость, проникающая сквозь меня, орошающая меня. Я говорю себе: «В конце концов, что такое тело, если не наши ощущения от него». Такое впечатление, что у меня есть другое тело. Светящееся, очень мягкое тело. Мне приходит в голову: «Это тело, в котором мы являемся после смерти. Как странно, это кажется таким очевидным. Тело света, возможно, тело воскресения.»

Тогда я просто чувствую себя вибрирующей и живой точкой. Больше никаких мыслей. Я просто есть. Полное освобождение и восторг. Словно я направилась обратно в безмолвный и светящийся центр внутри самой себя.

Я встаю, рассказываю вкратце об этом невероятном ощущении. В свете личных событий, которые я недавно пережила, я ожидала трудного сеанса с огромным количеством эмоций. И все же нет, в неожиданном развитии жизни в каждое мгновение это был другой опыт.

Я испытываю глубокую благодарность за присутствие врача и его способность слушать. Он проводник на другие берега. Его техника – это мост, его качество поддержки открытия новых территорий под названием «я». Мне на ум пришли загадки древней Греции, большие и малые. Иногда в остеопатии есть начальное измерение».

 

[1] Хилдрет Артур Грант. 1938. The Длинная тень д-ра Эндрю Тейлора Стилла. Мэкон, Мо., A.Г. Хилдрет.

[2] Лермит Пьер-Люк. Составление клинического случая в процессе.

[3] Стилл Эндрю Тейлор. Молитва врача.

Список литературы

1. Gueullette Jean-Marie. 2014. L’ostéopathie, une autre médecine. Presses Universitaires de Rennes (PUR).

2. Ropars Chantal. 2017. De l’importance de publier des cas cliniques en ostéopathie. ApoStill N°26/27 p.15.

3. Still Andrew Taylor. 1992. Osteopathy, Research and Practice. Eastland Press.

4. Tricot Pierre. Approche tissulaire de l'ostéopathie. www.approche-tissulaire.fr.

Войти или Создать
* Забыли пароль?